Цель - сформировать у юношей из неполных семей надежные эмоциональные привязанности, повысить уровень психологической устойчивости и снизить эскапизм, развить социальные навыки и укрепить доверительные отношения с семьей и сверстниками для успешной адаптации в социальной среде.
Модуль 1. Введение
Занятие 1. Осознание особенностей жизни в неполной семье
Участники делятся своими историями и чувствами, связанными с жизнью в неполной семье, выявление общих тем.
Практика.
Занятие 2. Введение в понятие привязанности и её роль в жизни
Объяснение теории привязанности Джона Боулби: что такое привязанность, её виды, роль в развитии личности и отношениях во взрослом возрасте. Ролевая игра или рефлексия на тему "Как привязанность влияет на мои отношения?", анализ чувств и реакций.
Занятие 3. Постановка личных целей курса
Упражнения на самоанализ: выявление личных потребностей, сильных сторон и зон роста.
Модуль 2. Формирование надежных привязанностей
Занятие 1. Понимание типов привязанности и их влияния на поведение
Виды привязанности: надежная, тревожно-амбивалентная, избегающе-отвергающая, дезорганизованная.
Практическое задание: определение собственного типа привязанности.
Занятие 2. Развитие доверия в отношениях с матерью, отцом и сверстниками
Особенности доверия к матери, отцу (если есть), сверстникам.
Барьеры для доверия (страх, травмы, опыт).
Практика: упражнения на развитие доверия.
Упражнение «Активное слушание» и «Я-высказывания».
Занятие 3. Упражнения на установление и укрепление эмоциональной близости
Упражнение «Обмен историями» — делимся значимыми личными историями в парах.
Упражнение «Слушай и отражай» — развитие эмпатии и понимания.
Упражнение «Выражение чувств» — учимся открыто говорить о своих эмоциях.
Работа в малых группах с обратной связью.
Занятие 4. Работа с чувством отчуждения и одиночества
Что такое отчуждение и одиночество, их психологические механизмы.
Самодиагностика: выявление своих чувств отчуждения.
Групповое обсуждение.
Упражнение «Соединение через общие интересы» — поиск точек соприкосновения.
Техника «Позитивное самовыражение» — укрепление самооценки.
Медитация или дыхательные упражнения для снятия тревоги и изоляции.
Модуль 3. Развитие эмоциональной устойчивости и саморегуляции
Занятие 1. Понимание и принятие собственных эмоций
Различие между эмоциями и чувствами.
Упражнение «Карта эмоций».
Практика: Ведение эмоционального дневника.
Обсуждение и рефлексия.
Занятие 2. Техники управления стрессом и эмоциональными всплесками
Мини-лекция: Эмоциональная саморегуляция.
Практические техники.
Групповое обсуждение.
Домашнее задание.
Занятие 3. Практики осознанности и релаксации
Мини-лекция: Осознанность и релаксация.
Практические упражнения.
Групповая рефлексия.
Домашнее задание.
Занятие 4. Формирование позитивного внутреннего диалога
Мини-лекция: Внутренний критик и поддержка.
Практические упражнения.
Обсуждение и рефлексия.
Домашнее задание.
Модуль 4. Работа с эскапизмом и уходом от реальности
Занятие 1. Выявление причин эскапизма
Мини-лекция: Что такое эскапизм? Групповое обсуждение: «Мои способы эскапизма».
Практика: Самоанализ причин.
Мини-лекция: Причины эскапизма.
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 2. Разработка альтернативных способов справляться с трудностями
Мини-лекция: Почему важно искать альтернативы.
Практика: Алгоритм решения проблем.
Групповое упражнение: «Полезный эскапизм».
Обсуждение и рефлексия.
Домашнее задание.
Занятие 3. Укрепление мотивации к активному участию в жизни и учебе
Мини-лекция: Мотивация и активность.
Практика: Постановка целей.
Групповое упражнение: «Активный досуг».
Тренинг социальных навыков.
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 4. Осознание и профилактика эскапизма в будущем
Мини-лекция: Профилактикаэскапизма.
Практика: Дневник самонаблюдения.
Групповое обсуждение: «Что мне помогает быть в реальности?».
Итоговое упражнение: Письмо себе в будущее.
Рефлексия и завершение.
Модуль 5. Социальные навыки и коммуникация
Занятие 1. Эффективное общение и эмпатия
Мини-лекция: Основы коммуникации.
Упражнение «Активное слушание».
Упражнение «Я-высказывания».
Групповая дискуссия: Эмпатия и барьеры в общении.
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 2. Здоровые границы и умение отстаивать себя
Мини-лекция: Типы поведения.
Упражнение «Мои границы».
Ролевая игра «Ассертивная коммуникация».
Интерактив: «Круг границ».
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 3. Преодоление конфликтов и профилактика буллинга
Мини-лекция: Природа конфликтов и буллинг.
Упражнение «Стратегии разрешения конфликтов».
Групповая работа: «Антибуллинговая стратегия».
Обсуждение: Здоровое доминирование vs. агрессия.
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 4. Навыки командной работы, лидерство и ответственность
Мини-лекция: Принципы эффективной команды.
Групповое упражнение: «Командный проект».
Анализ лидерства: Позитивное vs. негативное влияние.
Практика: Ответственность и самоанализ.
Рефлексия и завершение модуля.
Модуль 6. Укрепление семейных отношений и поддержка близких
Занятие 1. Роль семьи в адаптации подростка
Групповое упражнение: «Мой семейный круг».
Мини-лекция: Влияние семейной среды на адаптацию.
Практика: Истории успеха.
Рефлексия и домашнее задание.
Занятие 2. Навыки конструктивного общения с матерью и другими членами семьи
Мини-лекция: Основы конструктивного общения.
Практика: Ролевые игры.
Обсуждение и обратная связь.
Домашнее задание.
Занятие 3. Совместные занятия для восстановления доверия и взаимопонимания
Мини-лекция: Значение совместного времяпрепровождения.
Проект создан при поддержке Федерального государственного бюджетного учреждения "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в рамках программы "Студенческий стартап" федерального проекта "Платформа университетского технологического предпринимательства"